Теория организации и организационное поведение

Содержание программы:

Тема 1. Сущность «Организационного поведения» 

Цели и основные задачи курса «Организационное поведение» (ОП).  Предмет ОП. Структура курса. Значение дисциплины «Организационное поведение» в подготовке современных специалистов в области управления.

Понятие «организационного поведения». Теоретические основы ОП. Междисциплинарный характер ОП. Уровни организационного поведения: индивидуальный, групповой, организационный.

Сущность организации, ее виды. Жизненный цикл организации. Теория жизненного цикла И. Адизеса: «выхаживание», «младенчество», «детство», «юность», «расцвет», «стабильность», «аристократия», «ранняя бюрократизация», «бюрократизация», «смерть организации». Ограничения модели «жизненного цикла» организации.

Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера: креативность, директивное руководство, делегирование, координация, сотрудничество. Кризисы организации по Л. Грейнеру: кризис лидерства, кризис автономии, кризис контроля, кризис волокиты.

Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческих ориентаций руководителя Ю. Красовского: формализованная зона (бюрократическая, технократическая и автократическая ориентации) и персонизованная зона (демократическая, гуманистическая и инновационная ориентации). 

 Тема 2. Модели «Организационного поведения» 

Возникновение дисциплины «Организационное поведение» в 60-е годы XX века. Поведенческий подход в менеджменте. Базисные теоретические подходы к «организационному поведению»: подход, ориентированный на результаты; подход, ориентированный на человеческие ресурсы; системный подход; ситуационный подход.

Модели ОП как системы убеждений, определяющих действия менеджера в конкретной организации. Базовые модели ОП: теория «X» и теория «Y» Д. МакГрегора, теория «Z» У. Оучи.

Сущность четырех основных моделей организационного поведения: авторитарной модели, модели опеки, поддерживающей и коллегиальной моделей. Основные ценности, присущие моделям: авторитарной модели (иерархия, формализация, единоначалие), модели «опеки» (лояльность, забота, защищенность), поддерживающей модели (делегирование полномочий, инициативность, конкуренция) и коллегиальной модели (коллективизм, общий успех, партнерство).  

Тема 3. Основные характеристики личности, определяющие ее поведение. Типологии личности.

Личность как основной вектор изучения организационного поведения. Детерминанты человеческого поведения: наследственность, окружение, ситуация, возрастные особенности. Поведенческие черты личности: теория 16 основных биполярных поведенческих черт Р. Кеттелла (скрытность-откровенность, коллективизм-самодостаточность, раскованность-напряженность, покорность-властность и т.д.). Факторы, влияющие на поведение личности в организации. Основные характеристики личности: самооценка, локус контроля, авторитаризм, макиавеллизм, ориентация на достижение, догматизм и др.

Типологии личности. Темперамент индивида. Модель личности по Г. Айзенку: «экстраверсия-интроверсия», «эмоциональная неустойчивость-стабильность». Теория 16 типов личности по Майерс – Бриггс (MBTI): экстраверт-интраверт, сенсорный-интуитивный, мыслительный-чувствующий, решающий-воспринимающий. «Акцентуация характера по К. Леонгарду»: гипертимный тип, возбудимый, эмотивный, депрессивный, невротический тип, экзальтированный тип, циклотимичный, паранойяльный, педантичный и демонстративный тип.

Тема 4.  Восприятие и установки личности 

Сущность процесса восприятия. Внешние и внутренние факторы, влияющие на восприятие индивида. Организация процесса восприятия. Социальный контекст восприятия. Различия в восприятии руководителей и подчиненных. Избирательность восприятия. Стереотипы восприятия. Факторы, влияющие на социальное восприятие: атрибуция, стереотипизация, эффект «ореола». Процесс управления впечатлениями. Значение восприятия в организации поведения индивида.

Природа и характеристики установки. Функции установок: приспособления, защиты своего Я, выражения ценностных ориентаций. Способы изменения установок. Установки, связанные с удовлетворенностью трудом и приверженностью организации. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом. Способы формирования приверженности персонала организации. Влияние установки личности на социально-психологический климат организации.

Факторы, влияющие на эффективность организации: зависящие от сотрудников и от руководства организации.

Тема 5. Управление стрессами и конфликтами в организации 

Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Фазы стресса: мобилизация, дезадаптация, дезорганизация. Тревога, сопротивление и истощение как особенности защитной реакции индивида на стрессовое воздействие. Факторы стресса: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Управление стрессом. Индивидуальная реакция человека на давление стресса. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.

Управление конфликтами в организации. Виды конфликтов в организации. Основные причины возникновения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Инициаторы конфликтов. 

Тема 6. Группы в организации. Эффективность групповой работы 

Понятие группы. Факторы, влияющие на эффективность групповой работы в организации: размер, состав, роли, статусы, сплоченность, конфликтность, групповые нормы. Формальные и неформальные группы. Понятие групповой динамики. Стадии формирования группы. Групповые нормы как регулятор поведения индивида в организации.

Преимущества и недостатки групповой работы в организации.

Природа неформальных групп. Причины присоединения индивида к неформальной группе: симпатия, помощь, защита, принадлежность, общение. Основные характеристики неформальных организаций: социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформального лидера. Управление неформальной организацией. Преимущества и недостатки неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации. Управление конфликтами в группе.

Тема 7. Управление командами в организации 

Команды в организации. Основные методы построения команд. Проблема создания управленческой команды. Конкуренция и борьба за власть. Работа в команде.

Роли в команде: целевые и поддерживающие. Теория ролевого поведения команды М. Белбина. Основные командные роли: генератор идей, исследователь ресурсов, координатор (председатель), организатор, аналитик, коллективист, практик (исполнитель), педант (завершитель).

Модель Марджерисона – МакКенна «колесо команды». Основные рабочие функции (задачи руководителя): консультирование, новаторство, стимулирование, развитие, организация, производство, контроль, поддержание. Использование модели MBTI при формировании команды.

 «Проблемные» люди в команде: отшельник, мечтатель, примадонна, жертва, перестраховщик и др.  Субкультуры команд. 

Тим-билдинг (team-building): основные задачи, методы тим-билдинга.  Командообразование в организациях разного типа. Формирование проектных команд. Руководитель проектной команды как лидер. Эффективное лидерство в организации. Стили руководства.

Тема 8. Управление организационной культурой. Ценности и нормы организации 

Понятие организационной (корпоративной) культуры. Уровни организационной культуры по Э. Шайну: уровень артефактов, уровень провозглашаемых ценностей, уровень базовых предположений. Диагностика организационной культуры. Методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры. Типология К. Камерона и Р. Куинна (модель конкурирующих ценностей OCAI): иерархическая, рыночная клановая, адхократическая культуры. Способы повышения приверженности персонала в рамках иерархической, рыночной, клановой и адхократической культуры организации. Управленческая типология организационной культуры С. Ханди: культура власти, культура роли, культура задачи, культура личности.

Типология отраслевых культур Р. Рюттингера: культура торговли, административная культура, инвестиционная культура, спекулятивная культура. Типология гендерных субкультур С. Медок и Д. Паркин.

Нормы и ценности организационной культуры. Корпоративный кодекс компании. Деловая этика. Влияние организационной культуры на эффективность компании.

Тема 9.  Международные аспекты организационного поведения 

Глобализация современного бизнеса. Кросскультурное взаимодействие в международном бизнесе. Влияние национальной культуры на организационную культуру. Модель организационной культуры Г. Хофштеде «4+1»: параметры «индивидуализм-коллективизм», «дистанция власти», «стремление избежать неопределенности», «мужественность-женственность», «долгосрочность-краткосрочность ориентации».

Деловые культуры в международном бизнесе. Типология культур Р. Льюиса: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Культуры, ориентированные на диалог и культуры, ориентированные на безличную информацию. Теория национально-культурных различий  Тромпенаарса Ф. и Хампден-Тернера Ч. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры. Специфика мультинациональной организации. Понятие «культурного шока». Проблема межкультурных коммуникаций. Отбор и обучение сотрудников – экспатриантов. Особенности мотивации и лидерства в разных культурах.

Особенности российской деловой культуры. «Западные» деловые культуры: американская, британская, французская, скандинавская, немецкая. Деловые культуры стран Азии: китайская, японская, индийская. Исламская этика бизнеса. Специфика деловой культуры арабских стран. 

Стоимость обучения: 25 000 рублей.

Дни и время проведения занятий: Старт курса в 2017-2018 учебном году - 04 сентября 2017 г. Занятия проходят с 04.09. по 30.10. по понедельникам с 18.00 до 21.00.

Цели: 

Цель программы - дать студентам основы теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения эффективности организации в целом.

Объём программы: 
72 академических часа, из них - 36 аудиторных часов
Продолжительность обучения: 
2 месяца
Форма обучения: 
Очно-заочная
Язык обучения: 
Русский
Выдаваемые документы: 

Удостоверение о повышении квалификации МГУ имени М.В. Ломоносова

Руководитель программы: 
Печковская Виктория Викторовна - и.о.декана Высшей школы управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова, Кандидат экономических наук
Преподаватели: 

Гавриленко Ольга Владимировна

Доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ

Курсы: "Организационное поведение", "Кросс- культурный менеджмент"

Подготовительные курсы для поступающих

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ В БАКАЛАВРИАТ  "ИННОВАТИКА" (УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ)

Внимание будущих абитуриентов и их родителей!

В 2018 году при наборе на 2018-2019 учебный год в бакалавриат "Инноватика" экзамен ЕГЭ по физике заменен на экзамен ЕГЭ по иностранному языку.

С октября 2017 г. подготовительные курсы для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных школ  будут проводиться по математике - для подготовки к дополнительному вступительному испытанию МГУ по математике. 

В связи с включением с 2017 - 2018 учебного года в программу обучения бакалавров "Инноватика" изучения китайского языка, в качестве ЕГЭ по иностранному (английскому) языку будут приниматься и результаты ЕГЭ по китайскому языку.

ОЧНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.

Стоимость очных подготовительных курсов 24 000 рублей  за 1 учебный год по 1 предмету. Возможна оплата по семестрам (по 12 000 рублей).

Для учащихся 11 классов занятия начнутся 2 октября 2017 г. и продлятся 2 семетра до 27 апреля 2018 г.

Для учащихся 10 классов занятия начнутся 5 февраля 2018 г. и продлятся 3 семестра до конца апреля 2019 г.

Занятия проводятся по 2 астрономических (3 академических часа) в неделю. По понедельникам со 2 октября 2017 г. в 17:00 - аудиторные занятия; и один раз в неделю on-line (skype) занятие по проверке домашнего задания. 

Запись на подготовительные курсы открыта до 02 октября 2017 г. и до 01 февраля 2018 г.  

Запись проводится по тел. +7(495) 932-80-73, на сайте (см. форму заявки ниже) или электронной почте info@hsmi.msu.ru

менеджер - Фролова Ирина Викторовна.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.

Проводятся для абитуриентов бакалавриата "Инноватика", проживающих за пределами г. Москвы.

Занятия проводятся по математике -  для подготовки к дополнительному вступительному испытанию МГУ по математике. Начало занятий для 11 классников с 02 октября 2017 г.  и и 10 классников с 05 февраля 2018 г.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ:

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.