Психологические и педагогические основы преподавательской деятельности

Программа предназначена для подготовки педагогических кадров системы среднего образования к внедрению инновационных образовательных технологий в практику работы средних школ и учреждений дополнительного образования школьников. Обучение строится на основе компетентностного подхода и нацелено как на освоение предметного и методологического содержания программы курса обучаемыми, так и на формирование у них комплекса общих и специальных компетенций.

В программе показаны пути усиления психологической поддержки участников образовательного процесса, направленные на развитие личности учащейся молодежи, обозначены методы и формы активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и возможности модернизации содержания, методов и форм обучения в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников. Особое внимание уделено формированию у школьного учителя и преподавателя учреждения дополнительного образования системы компетенций, необходимых для организации обучения школьников в условиях интеграции базового, основного и дополнительного образования.

Содержание программы:

Модуль 1. Основы общей психологии

Тема 1. Организм, индивид, личность 

Организм: взаимоотношение психики и сома. Психика и нервная система. Индивид: первичные и вторичные индивидные свойства. Основные характеристики личности: мотивационная сфера, волевые характеристики, эмоции, шкала ценностей, характер и его акцентуации, способности, нравственная сфера, рефлексия. Трехаспектная структура сознания: чувственный поток, система значений, личностный смысл.

Тема 2. Регулятивные процессы психики 

Общая характеристика мотивационной сферы. Взаимосвязь потребностей и мотивационной сферы. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Возможности диагностики мотивационной сферы. Психологические методы и приемы воздействия на мотивационную сферу.

Ощущения и восприятия. Общие характеристики восприятия. Распознавание и категоризация объектов восприятия. Константность восприятия. Особенности внимания, как психического процесса. Внимание, как функция умственного контроля.

Особенности памяти, как психического процесса. Память, как высшая психическая функция. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемонических процессов. Структурная модель памяти.

Общие характеристики эмоций. Функции эмоций. Культурные различия в выражении эмоций. Стресс, его диагностика и разрешение стрессовых ситуаций.

Форма аттестации: контрольная работа

 

 Модуль 2. Основы социальной психологии

Тема 3. Общение, как специфический вид деятельности 

Основные понятия социальной психологии. Общение: перцептивная, коммуникативная и деятельностная функции общения. Межличностное общение. Социальная психология групп. Особенности процессов общения в малых и больших группах. Особенности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Психологические особенности толпы.

Общение в подростковом коллективе. Семья, как социально-психологический феномен. Мотивация и цели общения. Личностные смыслы общения. Общение в сети Интернет. Особенности развития культуры общения у школьников.

Тема 4. Коммуникатичные компетенции преподавателя 

Понятие коммуникации. Функциональная структура процесса коммутникации. Составные компоненты коммуникативных компетенций.

Специфика педагогического общения. Стили педагогического руководства. Теория трансактного анализа. Приемы педагогического воздействия: созидающие приемы, тормозящие приемы. Социально-психологический климат в коллективе.

Продуктивность групповой познавательной деятельности. Явление социальной фасилитации. Аддитивные, компенсирующие, дизьюнктивные и коньюнктивные задачи.

Конфликты в педагогическом коллективе, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.

 

Модуль 3. Основы возрастной психологии

Тема 5. Особенности подросткового возраста 

Основные понятия возрастной психологии. Возрастные этапы развития личности с точки зрения разных психологических школ (З. Фрейд, Э. Эрикон, деятельностная теория психики).

Феномен подросткового возраста. Особенности становления и развития личностных характеристик подростков. Особенности эмансипации и социализации подростков. Диагностика развития личностных характеристик подростка: интеллектуальных компонентов личности молодого человека; становления и развития рефлексивных способностей подростка; развития культуры общения учащихся и компонентов мотивационной сферы; формирования установки на творческую деятельность.

Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности. Особенности учебы и социально-значимых разработок школьников, как ведущей деятельности подростков. Саморазвитие и профессиональное самоопределение подростка.

 

Модуль 4. Системно-деятельностный подход

Тема 6. Деятельностная теория психики 

Введение в теорию интрериоризации умственных действий, как основу деятельностного подхода к построению учебного процесса. Понятие операции, действия, деятельности. Функциональная структура физического и интеллектуального действия. Требования деятельностного подхода к построению процесса усвоения.

Тема 7. Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса 

Общие представления о системно-деятельностном подходе к построению учебного процесса. Поэтапная организация процесса усвоения предметного и методологического компонентов знаний и умений учащихся. Формулировка целей обучения для учителя и учащегося. Интерпретация целей обучения на языке задач. Основные этапы процесса формирования умственных действий. Понятие ориентировочной основы действий. Способы построения схем ООД и их использование в процессе поэтапного усвоения учебного предмета. Значение материального или материализованного этапа в процессе усвоения. Вербальные этапы усвоения. Понятие интериоризации умственных действий.

Методологический компонент содержания учебного предмета дисциплин естественно-научного цикла. Методы общенаучные и специальные – предмет и средство усвоения. Средства учебной деятельности. Компьютерная поддержка учебного процесса. Условия преемственности развития системно-деятельностных представлений учащихся в основном и дополнительном образовании, необходимых для эффективной актуализации знаний школьного предмета при их применении в дополнительном образовании.

Методы и приемы оценки уровня усвоения школьниками предметного компонента знаний. Методы и приемы оценки уровня усвоения школьниками методологических компонентов знаний. Методы и приемы диагностики усвоения школьниками функциональных структур учебной, проектной и исследовательской деятельности.

 

 

Цели: 

Освоение специалистами среднего образования подходов, методов, средств и приемов инновационных образовательных технологий, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса и создание условий, соответствующих высокому качеству базового, основного и дополнительного образования учащейся молодежи.

Целевая аудитория: 

Преподаватели системы среднего образования

Стоимость программы: 21 600 рублей

Объём программы: 
72 часа
Продолжительность обучения: 
2 месяца
Форма обучения: 
Очно-заочная
Зачисление: 
На основании договора
Язык обучения: 
Русский
Выдаваемые документы: 

Удостоверение о повышении квалификации МГУ имени М.В. Ломоносова

Условия приёма: 
По результатам собеседования
Руководитель программы: 
Печковская Виктория Викторовна
Учебно-тематический план: 
Наименование разделов и дисциплинВсего, а.ч.Лекции, а.ч.Семинары, а.ч.Самост. работа, а.ч.Форма контроля
1 Введение 44
2 Модуль 1. Основы общей психологии
  2.1 Тема 1. Организм, индивид, личность422
  2.2 Тема 2. Регулятивные процессы психики10424
3 Модуль 2. Основы социальной психологии
  3.1 Тема 3. Общение, как специфический вид деятельности6222
  3.2 Тема 4. Коммуникативные компетенции преподавателя6222
4 Модуль 3. Основы возрастной психологии
  4.1 Тема 5. Особенности подросткового возраста10424
5 Модуль 4. Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса
  5.1 Тема 6. Деятельностная теория психики422
  5.2 Тема 7. Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса202414
6 Итоговая работа88Зачёт
Всего72221436Зачётов: 1

Записаться на обучение

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.